Литературные чтения «Стихи О. Берггольц о блокадном Ленинграде» (К 75 летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).
29 января 2019 г.
К юбилею прорыва блокады Ленинграда в читальном зале прошли литературные чтения
«Стихи О. Берггольц о блокадном Ленинграде».
Вначале мероприятияучащимся была представленапрезентация «Блокаде Ленинграда посвящается». Библиотекарь Ирина Павловна рассказала ребятам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного закрытого города Ленинграда: о голоде и холоде, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами. Учащиеся познакомились с произведениями В.М. Глинка «Воспоминания о Блокаде», В. Воскобойникова «900 дней мужества», И. Миксона «Жила, была», из которых узнали о героизме и стойкости жителей Ленинграда, о строительстве спасительной «дороги жизни» через Ладожское озеро.
Культура эмоций – это культура души, поэтому материал вступительной беседы через показ фотографий блокадного Ленинграда и эмоциональный рассказ о событиях блокады очень сильно воздействовали на душу молодых людей и помогал воспринять литературное произведение того времени, эмоционально пережить его, заразиться им.
После презентации, учащимся были представлены отдельные биографические сведения об Ольге Берггольц.
Ольга Фёдоровна Берггольц (3 [16] мая 1910 года — 13 ноября 1975 года) была советской поэтессой и радиовещателем времен блокады; голос, который вещал на единственной работающей радиостанции во время блокады Ленинграда, единственный знакомый голос, который, по словам многих выживших, буквально спасал их в эти темные и бедные времена. Через её микрофон, прямиком в квартиры осажденного города, Ольга читала свои собственные стихотворения и стихи тех других поэтов, которые приносили новости о бомбардировках или об открытии огня в городе и, прежде всего, ободряющих жителей осажденного города, чтобы поддерживать их последнюю надежду на выживание.
Вступительная беседа очень заинтриговала посетителей, вызвала любопытство у молодых людей и настроила на их позитивное отношение к последующему совместному чтению. Маймага Сардана, Киселева Алиса, Колесникова Арина, Удыгир Рая, Долгова Олеся, Комбагир Руслана выразительно прочитали стихи Ольги Берггольц. Во время чтения подростками стихов состоялось упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, не пробудили бы отклик в душе учащихся.
Сами стихи Ольги Берггольц смогли вызывать сильные переживания, глубокие мысли.
Она создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города: «Ленинградская поэма», поэма «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник», и другие произведения. Берггольц выезжала в части действующей армии, ее стихи печатались на страницах газет, на плакатах «Окон Тасс». Строки Ольги Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: « Никто не забыт и ничто не забыто». В Доме Радио работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград».
Сердце Ольги сжималось от жалости к сестрам, к женщинам: «…если б можно было ценой своего горя купить покой и отраду другим». В этом сила ее блокадных стихов и выступлений - не сила ненависти, а сила любви в них звучит, ощущение родства со всеми, теми, кто проходит через ледяной мрак ленинградской блокадной ночи
Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то? А я могу любить…..
Жители блокадного Ленинграда, слушая стихи О.Бергольц находили новые нравственные силы, слышали то, что было созвучно их мыслям - непреклонность, стойкость, мужество.
В завершении литературных чтений ученица Средней школы Пирова Зарина наизусть прочитала стихотворение Ольги Берггольц «Моя медаль». Настолько выразительно и эмоционально было ее выступление, что все участники зааплодировали.
Ирина Павловна провела беседу о прочитанных стихах Ольги Берггольц. Библиотекарем были выбраны вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему и которые дали возможность узнать, насколько глубоко молодые люди поняли произведение и какие у них появились мнения, эмоции.
Наилучших результатов библиотекарь достигла, когда материал, выбранный для совместного чтения, вызвал интерес и понимание у самих участников мероприятия и разбудил в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником и во что бы то ни стало научиться слышать и понимать стихи О.Бергольц.